1. Относительно организации учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – ТиППО) в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции.
В новом учебному году, студенты колледжей страны перейдут на штатный формат обучения. При этом, разрешается 20% учебных дисциплин проводить дистанционно. Лабораторные, практические занятия и профессиональная практика будут проводиться в штатном режиме. То есть, предусматривается чередование теории и практики, чтобы ограничить количество студентов, находящихся в одном учебном здании.
Для лиц с симптомами инфекционных заболеваний и особыми образовательными потребностями будет организовано дистанционное обучение.
Соблюдается принцип «одна аудитория – одна группа», занятия будут проводиться без перемещения студентов, но при этом составляется скользящий график расписания занятий, а также перемены для учебных групп будут установлены в разное время.
Необходимо отметить, обязательным требованием для функционирования колледжей в штатном режиме является использование приложения «ASHYQ».
Переход на традиционный формат обучения будет осуществлен при соблюдении строгих санитарно-эпидемиологических требований, в том числе санитарных норм. Кроме того, возобновят свою работу столовые, общежития, мастерские и лаборатории.
Во всех организациях образования в целях обеспечения безопасности и сохранения здоровья участников образовательного процесса будет соблюден масочный режим, ежедневная термометрия, а также использование антисептиков, регулярная дезинфекция, проветривание и кварцевание аудиторий, кабинетов и остальных помещений, вакцинация педагогов и студентов 18 лет и старше (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания).
На сегодня главным условием функционирования колледжей при переходе на штатный режим является вакцинация и соблюдение санитарных норм.
Также необходимо ввести ограничение на проведение массовых, культурных и спортивных мероприятий.
Проведение торжественной линейки в традиционном формате допускается для обучающихся 1 курсов с соблюдением санитарных-эпидемиологических норм.
В День знаний 1 сентября для обучающихся всех курсов проводится кураторский час, посвященный 30-летию Независимости Казахстана «Достижения Независимости».
Цели кураторского часа:
1. Воспитание патриотизма обучающихся, формирование активной гражданской позиции.
2. Повышение интереса к истории родной страны.
3. Формирование гражданского самосознания, продвижение идей толерантности в молодежную среду, воспитание чувства сопричастности к жизни страны.
При проведении мероприятий посвященным 30-летию Независимости Казахстана, необходимо предусмотреть использование медиаконтента по информационному продвижению достижений и ценностей Независимости, которые размещены на сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан (https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/205205 ?lang=ru, https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/documents/details/205205?l ang=kk), на сайте Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (https://nao.kz/loader/fromorg/2/55).
Организация учебного процесса в колледжах осуществляется в соответствии с утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 августа 2021 года № 36 «О проведении санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции в организациях образования в 2021-2022 учебном году».
2. Относительно внедрения академической самостоятельности в организациях ТиППО
Внедрение академической самостоятельности будет осуществляться в соответствии с государственными общеобязательными стандартами технического и профессионального, послесреднего образования (утверждены приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 июля 2021 года № 362 с внесениями изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604) (далее - ГОСО).
Образовательные программы разрабатываются организациями ТиППО самостоятельно с участием работодателей на основе требований ГОСО, профессиональных стандартов (при наличии), профессиональных стандартов WorldSkills (при наличии).
Образовательная программа включает: паспорт, рабочий учебный план и рабочие учебные программы.
В 2021-2022 учебном году предусматривается включение в образовательные программы следующих базовых модулей:
1) развитие и совершенствование физических качеств;
2) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;
3) применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства;
4) применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе.
Включение модуля «Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе» необходимо предусмотреть в образовательных программах при подготовке специалистов среднего звена.
Одним из результатов обучения данного модуля является понимание морально-человеческих ценностей и норм, формирующих толерантность, активную индивидуальную позицию. Для достижения этого результата организациям образования возможно включение следующих критериев: понимание истории мировых и традиционных религий, а также их современное состояние.
По усмотрению организации ТиППО базовые модули интегрируются в профессиональные модули в зависимости от профиля специальности, за исключением военных специальностей.
Также допускается включение дополнительных базовых модулей.
В рамках освоения базовых или профессиональных модулей, факультативных занятий по усмотрению организации ТиППО возможно дополнительное изучение государственного языка обучающимися.
Перечень и содержание профессиональных модулей определяется организацией ТиППО самостоятельно. При этом рекомендуется использование Типовых учебных планов и программ по специальностям ТиПО, разработанных на основе профессиональных стандартов с учетом академической самостоятельности организаций ТиППО. Проекты размещены на сайте НАО «Talap»: kasipkor.kz (вкладка – «Содержание образования» - «Проекты НПА 2021» - «ТУП»).
Организация ТиППО самостоятельно определяет объем модулей и/или дисциплин с сохранением общего количества кредитов/часов, отведенных на обязательное обучение.
Рабочие учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Формы документов, обязательных для ведения педагогами организаций технического и профессионального, послесреднего образования».
Для разработки рабочих учебных планов и программ предлагается использовать «Методические рекомендации по разработке рабочего учебного плана по специальностям технического и профессионального образования», «Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ на основе актуализированных ТУП с учетом академической самостоятельности организаций ТиППО», размещенные на сайте НАО «Talap»: kasipkor.kz (вкладка – «Содержание образования» - «Проекты НПА 2021» - «Методические рекомендации по разработке РУП по специальностям ТиПО)».
Для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатываются адаптированные программы с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
- Относительно общеобразовательных дисциплин (модуль ООД)
Общее количество часов по модулю «Общеобразовательные дисциплины» составит 60 кредитов/1440 часов (по специальности «Хореографическое искусство» - 38 кредитов/912 часов), общеобразовательные дисциплины изучаются на 1-2 курсе и могут интегрироваться в базовые и/или профессиональные модули.
Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется с учетом профиля специальности по направлениям: общественно-гуманитарное, естественно-математическое.
К естественно-математическому направлению относятся следующие профили: Подготовка преподавателей с предметной специализацией (специальности «Информатика», «Профессиональное обучение»); Аудиовизуальные средства и медиа производство; Окружающая среда и дикая природа; Науки о Земле; Статистика; Создание баз данных и информационных сетей и их администрирование; Разработка и анализ программного обеспечения; Междисциплинарные программы и квалификации, связанные с информационно-коммуникационными технологиями; Химическая инженерия и процессы; Технология охраны окружающей среды; Электротехника и энергетика; Электроника и автоматизация; Механика и металлообработка; Автотранспортные средства, морские и воздушные суда; Производство продуктов питания; Производство материалов (стекло, бумага, пластик и дерево); Текстиль (одежда, обувь и кожаные изделия); Горное дело и добыча полезных ископаемых; Архитектура и градостроительство; Строительные работы и гражданское строительство; Междисциплинарные программы и квалификации, связанные с проектированием, производством и строительством; Производство сельскохозяйственных культур и выращивание скота; Растениеводство; Лесное хозяйство; Ветеринария; Бытовое обслуживание; Парикмахерские и косметологические услуги; Гостиничное обслуживание, рестораны и сфера питания (специальность «Организация питания»); Охрана труда на производстве и безопасность; Охрана граждан и собственности; Транспортные услуги.
К общественно-гуманитарному направлению относятся следующие профили: Подготовка воспитателей для дошкольных учреждений; Подготовка преподавателей без предметной специализации; Подготовка преподавателей с предметной специализацией; Мода, дизайн интерьеров и промышленный дизайн; Изобразительное искусство; Ремесленное производство; Музыка и театральное искусство; Религия и теология; Изучение языка; Библиотечное дело, обработка информации и архивное дело; Бухгалтерское дело и налогообложение; Финансы, банковское и страховое дело; Менеджмент и управление; Маркетинг и реклама; Право; Стоматология; Медицина; Уход за больными (Сестринское дело) и акушерство; Медицинская диагностика и технологии лечения; Фармацевтика; Социальная работа и консультирование; Междисциплинарные программы и квалификации, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением; Гостиничное обслуживание, рестораны и сфера питания; Путешествия, туризм и досуг.
Перечень и объем общеобразовательных дисциплин в специальных учебных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от профиля специальности организацией ТиПО самостоятельно.
Экзамены по общеобразовательным дисциплинам проводятся за счет кредитов/часов, выделенных на модуль «Общеобразовательные дисциплины».
Примерный учебный план
по общеобразовательным дисциплинам
технического и профессионального образования
с казахским языком обучения
№ |
Направление |
|||
Общественно-гуманитарное |
Естественно-математическое |
|||
Инвариантный компонент |
||||
Обязательные дисциплины |
||||
|
Учебные дисциплины |
Количество часов |
Учебные дисциплины |
Количество часов |
1 |
Математика |
120 |
Математика |
192 |
2 |
Информатика |
48 |
Информатика |
48 |
3 |
Казахский язык |
96 |
Казахский язык |
72 |
4 |
Казахская литература |
96 |
Казахская литература |
72 |
5 |
Русский язык и литература |
120 |
Русский язык и литература |
96 |
6 |
Иностранный язык |
96 |
Иностранный язык |
96 |
7 |
История Казахстана |
96 |
История Казахстана |
96 |
8 |
Самопознание |
48 |
Самопознание |
48 |
9 |
Физическая культура |
120 |
Физическая культура |
120 |
10 |
Начальная военная и технологическая подготовка |
96 |
Начальная военная и технологическая подготовка |
96 |
Учебная нагрузка |
936 |
|
936 |
|
Дисциплины по выбору |
||||
Углубленный уровень: 2 дисциплины по 144 часов |
||||
11 |
Химия |
|
Физика |
|
12 |
Биология |
|
Химия |
|
13 |
Всемирная история |
|
Биология |
|
14 |
География |
|
География |
|
Учебная нагрузка |
288 |
|
288 |
|
Дисциплины по выбору |
||||
Стандартный уровень: 2 дисциплины по 72 часа |
||||
15 |
Физика |
|
Биология |
|
16 |
Химия |
|
География |
|
17 |
Графика и проектирование |
|
Всемирная история |
|
Учебная нагрузка |
144 |
|
144 |
|
Инвариантная учебная нагрузка |
1368 |
|||
Промежуточная аттестация |
72 |
|||
Общее количество часов |
1440 |
Примерный учебный план
по общеобразовательным дисциплинам
технического и профессионального образования
с русским языком обучения
№ |
Направление |
|||
Общественно-гуманитарное |
Естественно-математическое |
|||
Инвариантный компонент |
||||
Обязательные дисциплины |
||||
|
Учебные дисциплины |
Количество часов |
Учебные дисциплины |
Количество часов |
1 |
Математика |
120 |
Математика |
192 |
2 |
Информатика |
48 |
Информатика |
48 |
3 |
Русский язык |
96 |
Русский язык |
72 |
4 |
Русская литература |
96 |
Русская литература |
72 |
5 |
Казахский язык и литература |
120 |
Казахский язык и литература |
96 |
6 |
Иностранный язык |
96 |
Иностранный язык |
96 |
7 |
История Казахстана |
96 |
История Казахстана |
96 |
8 |
Самопознание |
48 |
Самопознание |
48 |
9 |
Физическая культура |
120 |
Физическая культура |
120 |
10 |
Начальная военная и технологическая подготовка |
96 |
Начальная военная и технологическая подготовка |
96 |
Учебная нагрузка |
936 |
|
936 |
|
Дисциплины по выбору |
||||
Углубленный уровень: 2 дисциплины по 144 часов |
||||
11 |
Химия |
|
Физика |
|
12 |
Биология |
|
Химия |
|
13 |
Всемирная история |
|
Биология |
|
14 |
География |
|
География |
|
Учебная нагрузка |
288 |
|
288 |
|
Дисциплины по выбору |
||||
Стандартный уровень: 2 дисциплины по 72 часов |
||||
15 |
Физика |
|
Биология |
|
16 |
Химия |
|
География |
|
17 |
Графика и проектирование |
|
Всемирная история |
|
Учебная нагрузка |
144 |
|
144 |
|
Инвариантная учебная нагрузка |
1368 |
|||
Промежуточная аттестация |
72 |
|||
Общее количество часов |
1440 |
Объем часов по дисциплинам носит рекомендательный характер и определяется организацией ТиППО самостоятельно, при сохранении общего количества часов - 1440.
Примерные учебные программы по общеобразовательным дисциплинам размещены в свободном доступе на сайте НАО «Talap»: kasipkor.kz (вкладка – «Содержание образования» - «Типовые учебные программы ООД»).
- Относительно внедрения кредитно-модульной технологии обучения.
При разработке рабочих учебных планов и программ необходимо руководствоваться ГОСО.
Кредитная технология обучения в системе ТиППО предусматривает признание и перенос результатов обучения посредством оценки для присвоения квалификации в течение всего периода обучения независимо от места, формы и срока обучения.
Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах ТиППО. Кредит ТиППО понимается как числовое выражение общего веса результатов обучения в квалификации и удельного веса результатов обучения относительно квалификации.
При кредитной технологии обучения, количество кредитов обязательного обучения составляет:
- 120-180 кредитов для освоения рабочих квалификаций на базе основного среднего образования;
- 60-120 кредитов для освоения рабочих квалификаций на базе общего среднего образования;
- 180-240 кредитов для освоения квалификации специалиста среднего звена на базе основного среднего образования. В рамках данного объема кредитов допускается освоение до 2-х рабочих квалификаций;
- 120-180 кредитов для освоения квалификации специалиста среднего звена на базе общего среднего образования. В рамках данного объема кредитов допускается освоение до 2-х рабочих квалификаций;
- 60 кредитов для освоения квалификации среднего звена на базе технического и профессионального образования (по родственной квалификации);
- 60-180 кредитов для освоения квалификации прикладного бакалавра.
Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов/1440 часов на учебный год.
1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.
При освоении квалификации по усмотрению организации ТиППО реализуется индивидуальный компонент обучающегося через проектную работу, выполняемую обучающимися самостоятельно под руководством педагога.
Проектная работа реализуется в рамках кредитов, предусмотренных на освоение профессиональных модулей. Направление, вид и объем проектной работы определяется организацией образования по согласованию с обучающимися. Рекомендуемые виды проектов: творческие, информационные проекты, исследовательские, практико-ориентированные. Проектная работа может выполняться индивидуально, парно и группой обучающихся.
- Относительно Реестра образовательных программ
Для формирования единой информационной системы учёта образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования разработан Реестр образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Реестр ОП).
В 2021-2022 учебном году Паспорта ОП размещаются на портале Реестра ОП на основании решения методического (учебно-методического, научно-методического) совета организации образования без проведения экспертизы Паспорта ОП.
Размещение в Реестре осуществляется путем заполнения Паспорта ОП на портале Реестра ОП.
Паспорт ОП заполняется на портале Реестра ОП организацией образования самостоятельно (cсылка на адрес будет предоставлена НАО «Talap»).
Для размещения Паспорта ОП на портале Реестра ОП организации образования необходимо:
Паспорт образовательной программы
Дата регистрации в Реестре: |
|||
Регистрационный номер: |
|||
Дата обновления паспорта ОП: |
|||
Код и наименование специальности: |
|||
Код и наименование квалификации/квалификаций: |
|||
Организация ТиППО (Разработчик): |
|||
Партнеры-разработчики: |
|||
Цель ОП: |
|||
Уровень по НРК: |
|||
Уровень по ОРК: |
|||
Профессиональный стандарт (при наличии): |
|||
Профессиональный стандарт WorldSkills (при наличии): |
|||
Форма обучения: |
|||
База образования: |
|||
Язык обучения: |
|||
Общий объем кредитов: |
|||
Дата рассмотрения ОП на методическом (учебно-методическом, научно-методическом) совете: |
|||
Номер лицензии на занятие образовательной деятельностью: |
|||
Номер приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью: |
|||
Отличительные особенности ОП: |
|||
Сведения о содержании модулей/дисциплин: |
|||
№ |
Наименование модуля/дисциплины |
Результаты обучения/разделы |
Объем кредитов/часов |
1 |
… |
1. … 2. ... ... |
... … … |
... |
|
|
|
Доступ к паспортам ОП, размещенным в Реестре ОП, является всеобщим и осуществляется на бесплатной основе посредством сети Интернет.
3. Относительно внедрения образовательных программ, разработанных в рамках проекта «Жас маман»
Одним из ключевых моментов реализации проекта «Жас Маман» является внедрение с 2021-2022 учебного года в 180 организациях ТиПО образовательных программ, по проекту «Жас Маман» по 54 профессиям, размещенных на сайте НАО «Talap» https://kasipkor.kz (вкладка «Проекты» - Проект «Жас маман» - материалы разработанные зарубежным партнером»). Количество образовательных программ, разработанных по 54 профессиям зарубежного партнера, представлено в Таблице 1.
Таблица 1.
№ |
Регион |
Количество колледжей |
Количество образовательных программ |
1 |
Акмолинская область |
11 |
30 |
2 |
Актюбинская область |
10 |
31 |
3 |
Алматинская область |
12 |
18 |
4 |
Атырауская область |
10 |
38 |
5 |
Восточно-Казахстанская область |
10 |
24 |
6 |
Жамбылская область |
11 |
20 |
7 |
Западно-Казахстанская область |
10 |
21 |
8 |
Карагандинская область |
15 |
29 |
9 |
Костанайская область |
10 |
26 |
10 |
Кызылординская область |
10 |
23 |
11 |
Мангистауская область |
10 |
19 |
12 |
Павлодарская область |
10 |
13 |
13 |
Северо-Казахстанская область |
9 |
18 |
14 |
Туркестанская область |
9 |
13 |
15 |
город Алматы |
18 |
28 |
16 |
город Шымкент |
7 |
14 |
17 |
город Нур-Султан |
8 |
17 |
Итого |
180 |
382 |
В целях обеспечения процесса разработки рабочих учебных планов и программ и дальнейшего внедрения в учебный процесс НАО «Talap» разработаны Методические рекомендации по разработке рабочих учебных планов и программ по образовательным программам ТиПО (далее – Методические рекомендации), в рамках проекта «Жас маман» на основе образовательных программ.
Вместе с тем, организациям ТиПО участвующих в проекте «Жас маман» рекомендуется обеспечить участие педагогов и руководителей организации ТиППО на курсах повышения квалификации, организуемых и проводимых (сентябрь-ноябрь) НАО «Talap» согласно разнарядке (Таблица 2).
Курсы повышения квалификации 2000 педагогов и руководителей организаций технического и профессионального послесреднего образования участвующих проекте «Жас маман»:
1) «Роль руководителя в процессе трансформации организации технического и профессионального, послесреднего образования:
2) «Профессиональное развитие педагогов в использовании международного опыта подготовки квалифицированных кадров.»
Таблица 2.
№ |
Наименование региона |
Количество колледжей |
Количество педагогов
|
Количество руководителей
|
Общее количество слушателей |
1 |
Акмолинская область |
11 |
72 |
50 |
122 |
2 |
Актюбинская область |
10 |
62 |
50 |
112 |
3 |
Алматинская область |
12 |
82 |
50 |
132 |
4 |
Атырауская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
5 |
Восточно-Казахстанская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
6 |
Жамбылская область |
11 |
74 |
50 |
124 |
7 |
Западно-Казахстанская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
8 |
Карагандинская область |
15 |
95 |
75 |
170 |
9 |
Костанайская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
10 |
Кызылординская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
11 |
Мангистауская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
12 |
Павлодарская область |
10 |
60 |
50 |
110 |
13 |
Северо-Казахстанская область |
9 |
50 |
50 |
100 |
14 |
Туркестанская область |
9 |
58 |
42 |
100 |
15 |
город Алматы |
18 |
125 |
75 |
200 |
16 |
город Нур-Султан |
8 |
60 |
30 |
90 |
17 |
город Шымкент |
7 |
55 |
25 |
80 |
|
Итого |
180 |
1153 |
847 |
2000 |
4. Относительно оценивания учебных достижений, обучающихся по программам технического и профессионального, послесреднего образования
Оценивание учебных достижений, обучающихся осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».
В 2021-2022 учебном году промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения; русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения; истории Казахстана, математике и дисциплине углубленного уровня.
Контрольные работы, зачеты и курсовые проекты (работы) проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины и/или модуля, экзамены в сроки, отведенные на промежуточную и/или итоговую аттестацию.
Зачеты проводятся по общеобразовательным/специальным дисциплинам и (или) модулям, базовым модулям, перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом, а также курсовым проектам (работам), профессиональной практике, с дифференцированными оценками/баллами ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно").
Зачеты выставляются на основе оценок текущего контроля успеваемости.
При проведении промежуточной аттестации для выполнения заданий по экзаменационным билетам на устный экзамен выделяется не более 25 (двадцать пять) минут на каждого обучающегося, на проведение письменного экзамена предусматривается не более:
1) 6-ти астрономических часов на сочинение и (или) эссе;
2) 4-х академических часов на тестирование;
3) 3-х астрономических часов на изложение;
4) 2-х астрономических часов на диктант.
Письменные (тестовые задания) экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом организации образования.
Квалификационный экзамен проводится после освоения каждой рабочей квалификации в форме практической работы или демонстрационного экзамена в учебно-производственных мастерских, лабораториях и учебных центрах организации ТиППО и/или на производственных площадках предприятий.
При проведении квалификационного экзамена в рамках промежуточной аттестации для выполнения задания выделяется не более 6 часов на 1 экзаменуемого, а в форме демонстрационного экзамена не более 12 часов на 1 экзаменуемого. Демонстрационный экзамен включен в ГОСО, как один из видов квалификационного экзамена и проводится по каждой квалификации в учебно-производственных мастерских, лабораториях и учебных центрах организаций ТиППО, на производственных площадках предприятий.
При организации итоговой аттестации предусматривается проведение квалификационного экзамена, в том числе в форме демонстрационного экзамена, и/или итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и/или модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и/или модуля, за исключением, обучающихся по программам медицинского образования.
5. Относительно организации учебного процесса в рамках дуального обучения
В текущем году внесены изменения, касающиеся организации дуального обучения в следующие нормативные правовые акты:
1) в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации дуального обучения» от 21 января 2016 года № 50 в части того, что срок прохождения практики обучающимися при дуальном обучении будет засчитываться в трудовой стаж.
2) в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан Типовым «Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг для дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, типового договора на проведение профессиональной практики и типового договора о дуальном обучении для организаций технического и профессионального, послесреднего образования» от 28 января 2016 года № 93 в части дополнительного приложения к договору о дуальном обучении с указанием сроков прохождении обучающимся производственного обучения и профессиональной практики.
В соответствии c Правилами организации дуального обучения (приказ МОН РК от 21 января 2016 года № 50) документом, подтверждающим трудовую деятельность обучаемого, является договор о дуальном обучении.
В соответствии с пунктом 5 главы 2 приказа Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг для дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, типового договора на проведение профессиональной практики и типового договора о дуальном обучении для организаций технического и профессионального, послесреднего образования» от 28 января 2016 года № 93 предприятие (организация) заполняет Приложение к договору о дуальном обучении с указанием сроков прохождении обучающимся производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации).
По завершению производственного обучения и профессиональной практики обучающемуся выдают Приложение к Договору о дуальном обучении, которое обучающийся предъявляет при трудоустройстве.
Это увеличит шансы выпускников колледжей при дальнейшем трудоустройстве.
Расходы при дуальном обучении возмещаются предприятиям (организациям) организациями технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с Методикой подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2017 года № 597.
Основанием для дуального обучения является заключение трехсторонних договоров о дуальном обучении, зарегистрированных в реестре Региональных палат предпринимателей Республики Казахстан.
6. Относительно реализации проекта «Социальный студенческий кредит»
В целях реализации проекта «Социальный студенческий кредит» (далее - Проект) необходимо назначить ответственное лицо от Управления образования за проведение работы по вовлечению студенческой молодежи в волонтерское движение и участию в Проекте.
Данный Проект предусматривает повышение доли студентов колледжей, высших учебных заведений, вовлеченных в добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность, путем их материального поощрения в виде предоставления социального студенческого кредита (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 августа 2013 года № 324 «Об утверждении отраслевой системы поощрения Министерства образования и науки Республики Казахстан»).
В связи с этим с начала учебного года необходимо организовать работу по участию учебных заведений в проекте в соответствии с распределением квотных мест (письмо МОН РК 4-13-5/2823 от 19.07.2021г.).
Для осуществления своевременных выплат по Проекту необходимо ответственным лицам в срок, не позднее 20 числа отчетного месяца, обеспечить доставку следующих документов в бумажном виде в АО «Финансовый центр:
1. Сопроводительное письмо организации ТиПО.
2. Письмо-подтверждение от организации, где студент осуществлял волонтерскую деятельность.
3. Удостоверение личности студента (копия).
4. Выписка из банка с печатью о наличии лицевого счета студента.
5. Справка организации ТиПО, подтверждающая статус студента (с подписью и печатью).
6. Отчет о проделанной работе студента-участника.
7. Три фотографии (рисунок должен содержать информацию о проведенной социально ориентированной, общественно полезной деятельности).
8. Справка о наличии банковского счета учебного заведения.
По всем возникающим вопросам необходимо обращаться к координатору проекта - Курмансеиту Акжол Ахатовичу, контактные данные: АО» Финансовый Центр", пр. Мәңгілік Ел, 18, тел. 8 (7172) 695-127, тел.сот. 8 775 128 61 88.
7. Воспитательная работа в организациях технического и профессионального образования
В целях оказания учебным заведениям ТиППО методической помощи по повышению эффективности воспитательной работы, позволяющей объединить усилия всех структурных подразделений колледжа Министерством утвержден Приказ Министра образования и науки от 18 января 2021 года № 24 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы Комитета по делам молодежи, Военно-патриотического клуба «Жас Сарбаз», Клубов по интересам в организациях технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации включают порядок, формы организации деятельности, комплекс воспитательных форм и методов работы, позволяющих студентам реализовать полученные знания, умения и навыки во благо развития казахстанского общества.
В связи с этим рекомендуем провести работу по созданию в учебных заведениях Комитетов по делам молодежи, Военно-патриотических клубов «Жас Сарбаз», Клубов по интересам. Общее руководство и координацию деятельности в данном направлении закрепить за заместителями руководителей по воспитательной работе.
Кроме того, необходимо принять меры по развитию дебатного движения среди студенческой молодежи, как наиболее эффективного интеллектуального инструмента, обеспечивающего гармоничное развитие личности, формирование казахстанского патриотизма, гражданской идентичности и культуры толерантности (Концепция общенационального культурно-образовательного проекта дебатного движения школьников и студентов в Казахстане), а также назначить ответственного сотрудника за координацию развития дебатного движения в регионе.
8. Относительно мероприятий по восполнению пробелов в знаниях, умениях и практических навыках обучающихся, возникших во время карантина при дистанционном обучении
Учебно - методическим кабинетам ТиПО (областные, городские):
- организовать системную работу по методическому сопровождению процесса устранения пробелов и восполнению знаний обучающихся;
- обеспечить изучение и распространение передового опыта по организации дистанционного обучения в организациях ТиППО;
- организовать мастер-классы, вебинары, семинары, открытые уроки по использованию инновационных технологий обучения с участием опытных педагогов, в том числе обладателей звания «Лучший педагог Республики Казахстан»;
- взаимодействие с региональными вузами по организации мероприятий в части восполнения пробелов в знаниях, умениях и практических навыках обучающихся.
Организациям образования:
Организовать мероприятия на системной основе по выявлению, устранению и восполнению пробелов в знаниях, умениях и практических навыках обучающихся:
- проведение мониторинга знаний, умений и практических навыков обучающихся;
- взаимодействие организаций образования ТиПО с ресурсными центрами колледжей и социальными партнерами;
- организация вебинаров, семинаров, конференций для педагогов, мастеров производственного обучения, наставников и родителей;
- проведение консультаций и дополнительных занятий по модулям/дисциплинам, в том числе и на базе социальных партнеров;
- организация волонтерской деятельности обучающихся педагогических колледжей по осуществлению консультационной и/или репетиторской деятельности учащимся школ, обучающимся 1-2 курсов организаций образования;
- проведение мониторинга по использованию контента образовательных платформ и др.
Учебно-методическим объединениям по профилям:
- осуществлять консультативную помощь организациям ТиППО по разработке дополнительных ресурсов, в т.ч. цифровых: методические пособия, сборники задач, сборники заданий, дидактические материалы и другие по устранению пробелов в знаниях, умениях и практических навыках обучающихся;
- обеспечить изучение и распространение передового опыта по организации дистанционного обучения в организациях ТиППО;
- продолжить работу по организации и проведению конференций, семинаров по совершенствованию учебно-методической работы и оказания консультативной помощи организациям ТиППО.
Педагогам:
- проводить мониторинг знаний, умений и практических навыков обучающихся с целью определения пробелов;
- по мере необходимости проводить мероприятия по устранению пробелов в знаниях, умениях и практических навыках обучающихся: корректировка планов уроков, консультации, факультативные занятия, дополнительные занятия (в организациях образования или на базе социальных партнеров), экскурсии, мастер-классы и др.
- продолжить работу по формированию и актуализации образовательного контента (видеоуроки, электронные книги, дополнительные материалы);
- использовать доступные цифровые ресурсы при организации учебного процесса.
НАО «Тalap»:
- продолжить работу по размещению в Каталоге видеоуроков, электронных учебников и дополнительных материалов;
- продолжить проведение курсового обучения для педагогов и мастеров производственного обучения организаций ТиППО по внедрению инновационных, цифровых технологий обучения и методик преподавания.